Телефон горячей линии: (098) 750-22-55
Двигайся к жизни без боли!
Записаться к врачу

Триггерные точки

Английское слово «триггер» означает «провокатор». Под триггерными точ­ками принято понимать патологиче­ски измененные области мышечной ткани, надкостницы или сухожилий, которые раздражают окружающие ткани и могут отдаваться в удаленные регионы тела.

В 1847 году берлинский патолог Фрориеп опубликовал свою работу «Доклад о патологии и терапии мышечного ревматизма», в которой описал уплот­нения в различных тканях, которые он называл «ревматическими уплот­нениями». Выявление болезненных областей в мышцах позже привело к созданию термина «мышечные уплот­нения». Результаты его исследований позже привели к продолжению работы в этом направлении. Немецкий врач Шаде в 1919 году впервые ввел термин «миогелоз». Основываясь на работах Фрориепа и Шаде, Макс Ланге, еще один немецкий врач, описал так назы­ваемую гелотрипсию. Речь в данном случае шла о массажной технике, при помощи которой он пытался излечить миогелозы путем давления на них. Благодаря работам Геда и Маккензи, в дальнейшем развернулась активная научная работа в области сегментной рефлекторной терапии. Один из пио­неров в этой области, немецкий врач Кольрауш был первым, кто разработал для терапии сочетанные карты исполь­зования дерматом, миотом и склеротом. Его карты максимальных мышечных зон во многом совпадают с предложенными Чепменом зонами.

Из-за развития хирургии и фармаколо­гии в течение нескольких десятилетий подобные методики, основанные на сегментарно-рефлекторном воздей­ствии, ушли на задний план. Однако за счет возвращения интереса к натуропа­тии, а также работ американцев Тревелла и Саймонса, которые определили как триггерные точки чувствительные к давлению зоны с проекционными болями, мануальная медицина снова вышла на арену. Участвующие в разви­тии триггерных точек физиологические процессы исследованы не до конца. По этому поводу обсуждаются различные гипотезы.

В возникновении триггерных точек уча­ствуют следующие причины:

  • острые локальные перегрузки
  • перенапряжение и истощение
  • переохлаждение
  • прямые травмы (ушибы, разрывы и пр.)
  • эмоциональный дистресс
  • нарушения биомеханической систе­мы
  • заболевания внутренних органов
  • мышечные функциональные цепи

Если главную роль играют травмы мышечной ткани (например, при ушибах или растяжениях), кальций, выходяший через пораженный ретикулум, вместе с АТФ может привести к стойким контрактурам. Рефлекторным следствием такого процесса может стать местное сужение сосудов.

Неясно, почему спазм проявляется не на напрямую пораженном микроскопи­ческом участке, а поражает общирную мышечную поверхность, и почему это состояние не нормализуется через несколько дней. В этом случае должна восстановиться резорбция кальция. Вероятно, причина заключается в том, что использованный запас АТФ не может быть возобновлен из-за замед­ленного метаболизма. Без АТФ миозин не замещается активными филаментами.

Если мы исходим из того, что в подоб­ной зоне высвобождаются биохими­ческие раздражающие вещества, мы можем предположить и их раздражаю­щее действие на соседние ткани.

Так как наряду с прямыми травмами возможны и другие причины пато­логии, можно предположить участие вегетативно регулируемых процессов. Избыточные нагрузки, истощение, дис­тресс, нарушения внутренних органов через сегментные процессы приводят к локальной ишемии и далее к развитию триггерной симптоматики. Эти же процессы вовлечены при терапии через нейролимфатические точки.

В литературе принято различать триг­герые и болевые точки. Последние обычно описывают как отечные зоны или миогелозы, в области которых пальпируются уплотнения в виде точек или тяжей. Они могут наблюдаться на мышцах или сухожилиях, вызывая только локальный болевой синдром.

Триггерные точки отличаются от болевых тем, что они могут вызывать болевой синдром в сегменте или мышечной цепи. Триггерные и боле­вые точки — это зоны с повышенной информационной плотностью.

Пока не ясно, почему в дерматоме, миотоме и склеротоме имеются небольшие максимальные зоны, хотя сегментная иннервация затрагивает весь сегмент. Причина, вероятно, заключается в том, что регуляторная система в подобных случаях сосредоточивается на одной ключевой точке.

Описание Чепменом феномена, извест­ного как Stringy Masses (волокнистые, упругие массы), соответствует совре­менным представлениям о триггерных и болевых точках. ЭМГ в покое показыва­ет повышенную электрическую актив­ность таких точек, которая очевидна из проведенного ранее анализа. Причиной являются местные метаболические нарушения и их неврологические про­явления (связанные с опосредованно действующими факторами). За счет подобного комплексного процесса воз­никает замкнутый круг, поддерживаю­щий развитие патологии.